Кайт-школа Naish на Плещеевом озереКайт-школа Naish в Ростове Naish TVКайт-школа Naish на Маврикии
NAISH
ПРОДУКЦИЯ НОВОСТИ КЛУБ СТАТЬИ ФАЙЛЫ ДИЛЕРЫ КОМАНДА КОНТАКТЫ
Статьи
Школа выживания: как укротить змея!?

10.06.2005  

 

Школа выживания: как укротить змея

Евгения Ефимова, www.naish.ru, www.doskimag.ru

 

Случай из жизни: холодный сильный порывистый ветер 13√17 м/с, направление √ четко в берег. Моросящий дождь, двухметровые волны. Никто не катается √ ситуация не располагает. Однако некий Кайтер, несмотря на все признаки непогоды, самонадеянно надувает кайт недалеко от железного забора прибрежной базы отдыха и собирается в воду. На первом же галсе сильным порывом ветра, налетевшим из-за мыса, кайтера поднимает в воздух, и он, перебирая ножками, летит к берегу. ╚Круто прыгаешь, чувак!╩ √ радостно кричит ему снизу девушка с бутылкой коньяка в руке. ╚Какое круто √ лови меня, дура-а-а!╩ √ успевает ответить ей кайтер, но тут же самостоятельно приземляется на забор в 15 метрах от моря. Чпок √ и кайтсессия на сегодня завершена. Кайтеру повезло, он легко отделался: вывих и пара ушибов. Зато как красиво в историю попал!

 

Если бы в обучении кайтсерфингу использовали методику автошкол, то, рассказав вам такую историю, вас бы спросили, какие ошибки допустил Кайтер? И варианты ответов на выбор:

1. не внял разуму, переоценил свои возможности;

2. неправильно выбрал место;

3. взял неподходящий размер кайта;

4. флиртовал с пьяной девушкой, находясь в воздухе.

И добавили бы: ╚Кайтсерфинг √ опасный спорт! С воздушными змеями шутки плохи, если не ты его, тогда он тебя╩.

 

Делаем ╚play back╩ и проигрываем ту же запись, только теперь без ошибок. Снова перед нами наш Кайтер. Он плетется с маленьким змеем вдаль, подальше от мыса. Сквозь дождь и свист ветра он зовет помощника. Раскладывают змея на широком берегу, поблизости нет проводов, деревьев и железных заборов. Людей тоже не наблюдается. Направление ветра √ под углом в берег. С помощью специальных знаков он дает помощнику понять, что готов. Несколько мгновений, кайт поднимается в небо √ и ясно, что жить можно. Кайтер уходит на 100 м в море и катается там, пока ему не надоест...

Что, скучно? Возможно, зрителям и врачам скучновато, а вот тому, кто катается, очень даже хорошо и весело!

 

Итак, если в ваши кайтерские планы не входит самоубийство, роль посмешища для отдыхающих или же ╚интересного случая╩ для травматолога, помните, что здесь, как и в вождении автомобиля, вы обязаны знать правила движения, ╚дорожные╩ знаки, помнить, как оказывать первую помощь, что такое ответственность, изучить типы оборудования, а потом сдать экзамен. Ведь и в кайтсерфинге существуют настоящие школы, где все это ╚проходят╩. Некоторые сертифицированные центры, например IKO (International Kiteboarding Organization), после окончания курса обучения выдают международные дипломы √ кайтовые ╚права╩, с которыми вы сможете брать напрокат оборудование в любом кайтцентре, вам будут доверять и официально признают вас как цивилизованного независимого кайтбордера. Продолжив обучение в IKO, вы сможете получить сертификат инструктора и по науке заняться кайтобразованием.

Уроки в кайтшколе или у профессионального инструктора √ это первое главное правило, которого надо придерживаться при освоении кайтсерфинга. Как найти такого инструктора или школу? Это хороший вопрос. Пока в России нет ни единой системы обучения и подготовки инструкторов, ни привычки у учителей-энтузиастов получать сертификаты за границей. Поэтому часть ответственности за свое кайтбудущее лежит именно на вас. Даже если вы вообще ╚не в теме╩, не доверяйтесь первому попавшемуся ╚инструктору╩, попробуйте войти в нее через СМИ, интернет и знакомых. Потом, разговаривая с потенциальным гуру, спросите его о методике, о других учениках, живы ли они и тому подобное. Вы должны представлять себе, как должно проходить обучение. Почти весь мир встает на доску и берет в руки кайт по отработанной программе, и ваш инструктор не должен от нее отступать, иначе вы станете жертвой эксперимента (который, кстати, оплачивать будете тоже вы по таксе 30√40 у.е./ч). Суть программы проста: вначале вы ознакомитесь с теорией, посмотрите обучающее видео, затем не менее двух часов простоите с тренировочным кайтом, и только после этого вам дадут в руки большого змея. До момента, когда вы возьмете доску, должно пройти не менее 6 часов, желательно не в один день.

Когда навыки управления всосутся в вашу кровь так, что разбуди вас среди ночи √ ответите, куда, когда и как тянуть планку, когда вы не будете отвлекаться на доску во время движения, когда начнете прыгать... На самом деле, это нужно изучать сразу, в первые часы теории и не забывать никогда, но, принимая во внимание азарт, из-за которого вы все пропустили мимо ушей, повторим правила безопасности кайтбординга еще раз.

 

1. Правильно выбирайте место

√ Найдите кайтзону. Этой зоной может стать любое место, рядом с которым в диаметре минимум 60 м нет ЛЭП, деревьев, домов, высоких объектов, закрывающих ветер, и людей. Не катайтесь в грозу. Перед тем, как выйти на воду, поговорите с местными жителями и выясните у них, где располагаются рифы, камни, есть ли течения и т. д.

√ Уходите от берега на расстояние, которое вы способны преодолеть вплавь.

√ Не прыгайте над берегом и близко к нему.

√ Не подъезжайте к пляжу на скорости.

√ Избегайте ╚русского старта╩ (╚русским стартом╩ иностранные кайтеры называют запуск змея из центра ветрового окна √ именно этим ╚элементом╩ русские райдеры пока запоминаются больше всего).

 

2. Погода и ветер

√ Опасайтесь сильного порывистого ветра. В начале сессии берите кайт меньшего, чем требует ситуация, размера, и только после того, как вы почувствуете ветер и его особенности в данном месте, меняйте змей на подходящий для ваших целей.

√ Не катайтесь при ветре направления ╚on shore╩ (в берег).

 

3. Оборудование

√ Самое важное в оборудовании √ это система безопасности кайта: вы должны иметь возможность в любой момент лишить змей тяги, поэтому удержитесь от использования карабинов и жестких сцепок, в которых не предусмотрен ╚быстрый сброс╩. Обязательно используйте страховочный кайтовый лиш √ он не даст змею улететь и ╚накрыть╩ других людей. Чтобы безопасность была еще более полной, убедитесь, что лиш тоже легко отстегивается. Тестируйте все системы заранее, а не во время возникновения проблемы, и старайтесь делать это перед каждой сессией.

√ Если вы используете досочный лиш, обязательно катайтесь в шлеме. Самая распространенная травма кайтера √ синдром Щорса: голова повязана и все такое. Досочный лиш пружинит, и доска с острыми плавниками в 99 случаях из 100 тормозит о вашу голову.

 

4. Защита

Кроме шлема, который убережет вашу голову не только от агрессивной доски, но и от бьющей по голове земли, а уши √ от тонких режущих строп, в качестве защиты своего тела от змеиных и досочных укусов используйте спасательный или защитный жилет. Не забудьте и гидрокостюм √ на случай переохлаждения во время долгого катания (температура воды не имеет значения). Перчатки, гидротапочки, кайтовые штаны, солнцезащитные очки (придется много смотреть на солнце) и крем от загара √ все это не просто увеличит ваш вес; это придаст вам уверенности в том, что ваше кайтерское будущее все-таки будет светлым.

 

5. Правила приоритета на воде

√ Как и автомобили на дороге, кайтеры на воде не должны сталкиваться или мешать друг другу. В соблюдении порядка им помогают правила приоритета. Модель, год выпуска, размер кайта, стаж катания и место в рейтинге здесь не имеют значения.

√ Выходящий на воду райдер имеет преимущество перед приходящим с воды: на суше ветер всегда более порывистый, чем в море. Поэтому кайтер, находящийся на берегу, подвержен большей опасности.

√ Два кайтера на воде разъезжаются по правилу Правой руки. Преимущество имеет тот райдер, правая рука которого является ведущей (правый галс, starboard). Райдер, идущий левым галсом, должен уступить ему дорогу, отойдя ниже по ветру и опустив кайт как можно ближе к воде.

√ При движении в одинаковом направлении быстрый кайтер уступает дорогу медленному: тот, кто движется быстрее и догоняет впереди идущих, имеет более широкий обзор и лучшее видение ситуации на воде, поэтому он должен уступить дорогу.

√ Райдер, идущий выше по ветру, должен поднять кайт над головой, в то время как тот, кто движется ниже по ветру √ опустить змей ближе к воде.

√ Райдер, катающийся на волнах, имеет преимущество перед теми, кто прыгает или движется во встречном направлении: управлять кайтом во время вейврайдинга сложнее, чем во время других маневров. Тем не менее правило ╚преимущества выходящего на воду╩ остается, и если волны разбиваются близко к берегу, то катающиеся на них кайтеры уступают дорогу тем, кто заходит в море.

√ Все люди, не имеющие отношение к кайтсерфингу, имеют преимущество как в воде, так и на берегу: кайтсерфинг √ самый молодой водный вид спорта, и не каждый человек знает об особенностях и опасностях, связанных с ним. Учитывайте это и катайтесь ниже по ветру.

Во время катания соблюдайте дистанцию: вы должны иметь 50 м свободными ниже по ветру и 30 √ выше по ветру. Это поможет вам избежать опасных столкновений во время прыжков и резких движений кайтом.

√ Если вы не катаетесь, помогайте другим райдерам сажать и запускать кайты

 

6. Страховка

На воде может произойти все что угодно, поэтому серфстанция, с берега который вы идете в море и где вы оставляете свои вещи, заранее старается снять с себя любую ответственность. Для этого она дает вам на подпись бумагу, где вы соглашаетесь с тем, что идете кататься на свой страх и риск. В принципе, и не подписывая бумагу вы катаетесь на тех же условиях, просто без бумаги у станции могут быть проблемы, а с бумагой √ нет. Но это уже детали, ведь даже если вы еще болтаетесь где-то в океане трое суток, про вас уже забыли... Выходов из такой ситуации три: первый √ не кататься в одиночку, второй √ зарегистрироваться на кайтстанции, заплатив деньги за ее использование, и надеяться на то, что вас не досчитаются и отправятся спасать, и третий √ застраховаться. Появилась специальная международная страховка, действующая в любом месте и рассчитанная на кайтсерферов. Правда, чтобы ее купить, нужно иметь диплом IKO ╚самостоятельный райдер╩.

 

И еще немного о дипломах и о том, за что и где их выдают.

Система кайтцентров IKO, в отличие от национальных школ, охватывает множество стран мира и является международной. Их сертификаты признаются повсюду, именно поэтому, если вы собираетесь много путешествовать, целесообразно получить именно IKO. Обучаться можно как с ╚нуля╩, так и с более продвинутых уровней. Например, в египетском филиале IKO в Хургаде, на станции Colona Water Sports, можно получить не только сертификаты ╚райдера╩ трех уровней, но и инструктора. На начальный курс можно поступить в любое время, стоит он 299 евро и включает в себя 12 часов. Единственное условие √ уметь плавать. Инструкторский курс проводится три раза в год, стоит 570 долларов, длится 5 дней. Для получения карты инструктора IKO кандидату необходимо быть не моложе 18 лет, уметь делать простые прыжки, иметь сертификат IKO ╚ассистент инструктора╩, иметь сертификат Красного креста ╚оказание первой помощи╩, иметь лицензию на управление моторной лодкой или катером. Оборудование на время обучения вам предоставят, а для катания привозите свое.

╚Мне бы хотелось, чтобы через 10 лет больше людей во всем мире увлекалось кайтсерфингом, чтобы райдеры катались безопасно, чтобы было меньше брендов и оборудование было бы качественнее и подешевле!╩

Так представляет себе будущее кайтсерфинга неизвестный райдер с кайтфорума. А что видите вы?

Увидимся на воде!

 

 

В статье использованы материалы с сайтов www.ikorg.com, www.colonawatersports.com

Вернуться к списку статей

Сделано 123.ru при помощи Bitrix. © 2004, Light Aviation Company